Мировой кризис стал главной темой во всем мире.
Одни теряют часть свого состаяния, другие наоборот пользуются случаем и увеличивают объемы производства.
А как мировой кризис влияет на хостинг-индустрию.
Информационный портал "Вебпланета" недавно опубликовал результаты опроса крупных хостинг-компаний.
Вопрос звучал так: Как кризис уже отразился на бизнесе их компании, и как он может отразиться на бизнесе хостеров в дальнейшем.
«Синтерра», генеральный директор Виталий Слизень:
- В отличие от большинства участников рынка, мы не планируем сокращения персонала, более того, под ряд федеральных проектов мы набираем специалистов, и надеюсь, кризис позволит отобрать нам лучших из лучших. В части сокращения издержек идет речь об оптимизации прямых и операционных затрат, а также дополнительной работы по диверсификации партнеров — мы будем выбирать компании, с которыми нам наиболее выгодно работать. Я имею в виду поставщиков оборудования, интеграторов, региональных подрядчиков в наших федеральных проектах.
Majordomo, руководитель pr-отдела Кудяшева Мария:
- Компания Majordomo уже более 8 лет работает на рынке хостинга, поэтому влияние кризиса на деятельность нашей компании минимально. Несколько снизились объемы, немного упали обороты. Но мы уверены - это временное явление и в ближайшее время ситуация нормализуется. Сотрудники компании Majordomo работают в обычном режиме. Мы всегда предоставляли качественные услуги, вводили новые ресурсы и конкурентоспособные тарифные планы. Мы уверены, что происходящие изменения в России и в мире не помешают нам развиваться дальше.
"Дремучий Лес", генеральный директор Филипп Кулин:
- На бизнесе компании кризис не отразился никак. Как ни странно, наблюдается положительный рост клиентской базы. Непонятно, правда, связано ли это с кризисом.
Что будет дальше с отраслью в целом? Много проектов, которые могли бы стать потенциальными клиентами, закрывается. Но в большинстве случаев, это проекты, сделанные по принципу "чтобы было", не умевшие никогда считать свои деньги (а может и не нужно было считать). А вот остальные как раз начнут понимать, кому и за что они платят и сколько, научатся считать расходы и доходы.
Будет сменено качество клиента, что позволит сократить некоторые издержки хостерам. Не секрет, что большинство усилий техподдержки уходит на разъяснение несуществующих проблем и бодание с "гундосами" (это не отменяет ни в коем случае хорошую поддержку нормальных клиентов, чтобы меня неправильно не поняли). Очень большой поток новых клиентов я думаю будет на попытке сэкономить некоторые людские ресурсы онлайн-сервисами. Следует не забывать, что компьютер изначально не чудеса делает, а быстро считает. Что нам это даёт? Правильно - автоматизацию. Скорее всего сейчас будут пытаться автоматизировать некоторые процессы через интернет, чтобы сократить расходы. И, естественно, не без того что массы уволенных будут в попытках заработка делать сайты имени себя. Кто-то заработает, кто-то умрёт.
"Агава", вице-президент Мартин Громов:
- На делах нашего хостинга (как виртуального, так и физического) финансовый кризис пока никак особенно не сказался. Во-первых, активность старых и новых клиентов не снижается. Из изменений мы зафиксировали только некоторое смещение спроса в пользу более доступных услуг.
Во-вторых, кризис не мешает Агаве продолжать подготовку к открытию своего собственного Датацентра, которое состоится в ближайшие 1-2 месяца. В связи с его строительством мы ещё весной запустили программу, направленную на оптимизацию расходов – в частности, сократили малоэффективных сотрудников, отказались от бесплатного хостинга как наименее приоритетного направления и сосредоточили усилия на развитии и усовершенствовании платных услуг.
Однако некоторая нервозность в связи с кризисом на рынке всё же присутствует, особенно это заметно в отношениях с некоторыми бизнес-партнерами, попавшими, по всей видимости, в более затруднительную ситуацию, чем мы.
Мы считаем, что благодаря запуску собственного Датацентра компания сможет сохранить финансовую устойчивость и продолжить свое развитие, несмотря на кризис.
"Филанко", генеральный директор Дмитрий Шаров:
- Пока рано говорить о больших проблемах телекоммуникационного рынка, государство влило огромное количество денежных средств на поддержку бизнеса, однако это такие же кредитные деньги, которые рано или поздно, но придется возвращать. Массовые проблемы мы ожидаем уже в январе 2009 года, десять выходных дней в стране не могут пройти незамеченными и самый сложный период я ожидаю к весне-началу лета 2009.
Если вернуться к реалиям сегодняшнего дня, то учитывая распределенный портфель телекоммуникационных услуг, оказываемых компанией, как веб-хостинг, доменные имена, iptransit, коллокейшн, аренда оборудования мы пока не ощутили значительного снижения оборота компании. Однако заметно снижения спроса на ряд направлений, таких как веб-хостинг, аренда оборудования. Средний чек покупок снизился примерно на 7%. Мы стараемся активными продажами поддерживать продажи в условиях снижения спроса, а также, как оператор полного цикла, мы даем возможность клиентам снизить затраты на услуги связи в комплексе.
Мы не имеем сколь-нибудь существенной кредитной нагрузки на наш бизнес. Мы не являемся инвестиционной, а также зависимой от перекредитования компанией, поэтому прямой угрозы от сложности получения средств для развития мы не видим. Однако кризис коснулся наших клиентов - компании задерживают платежи, закрываются. Невозможно быть богатым, когда вокруг стало меньше денег.
Но есть положительные моменты. Существующая кризисная ситуация выбросила на рынок огромное количество специалистов в высокотехнологичных областях бизнеса. Если раньше было крайне тяжело подобрать хороших специалистов, то сейчас количество резюме, приходящих на корпоративные hr-адреса компании выросло в разы. Плюс зарплатные ожидания персонала стали более реалистичными.
В период кризиса необходимо внедрять новые услуги, пытаться по другому работать с потребителем, искать новые идеи. Как говорят, в мутной воде большая рыба водится. Мы ожидаем ослабления некоторых компаний, работающих на телекоммуникационном рынке, что приведет к перетоку клиентской массы в другие, более устойчивые компании. В настоящее время мы ведем строительство второго датацентра в Москве, анонсировали строительство первого датацентра в Санкт-Петербурге, начинаем оказывать услуги доступа в сеть для операторов связи и корпоративных пользователей в Петербурге. Даже при существенном снижении спроса на высокотехнологические услуги он вернется через полгода, через год, и у нас будет уже что предложить рынку при новом качестве услуг компании. Кризис может внести коррективы в сроки запуска в коммерческую эксплуатацию проектов, но никак не в общую стратегию развития ГК Филанко.
Хостинг-Центр РБК, генеральный директор Сергей Молчанов:
Проблема в том, что кризисные явления во многом обусловлены поведением толпы - большого количества индивидуумов. Кризис прежде всего в головах, и люди, движимые неподдельным интересом к этому слову, начинают раскачивать лодку, в которой сидят.
В условиях кризиса мы очень внимательно посмотрели на нашу расходную часть и оптимизировали её. Оптимизация, в первую очередь, коснулась финансовых взаимоотношений с некоторыми нашими партнерами. Кроме того, ряд шагов предпринятых нами еще летом (например, аккредитация в com.net,org) позволяет нам выстраивать более гибкую ценовую политику на услуги для конечных пользователей. Мы целенаправленно работаем над расширением спектра предоставляемых услуг - новые «красивые» доменные зоны, целая линейка тарифов на продуктах от компании Microsoft, новые интерфейсы для управления нашими услугами - все это будет предложено нашим пользователям в первой половине 2009 года.
Пока мы не делали никаких резких маневров, таких как некоторые наши конкуренты - не увольняли ключевых сотрудников (от редакции: интервью взято в начале декабря), не устраивали переездов из приличного офисного центра в пром. зону. Я искренне верю, что хостинг - наиболее защищенный бизнес в условиях различных финансовых неурядиц.
У этого бизнеса есть две характерные особенности - периодичность предоставления услуги и её массовость. В отличие от многих интернет-компаний, которые монетизируют популярность своих сервисов через рекламу, мы получаем деньги за реальные услуги от пользователей и в этом смысле менее подвержены тяжкой болезни, от которой страдает много медийных веб-ресуросов, - падение спроса на рекламу, и как следствие падение выручки и прибыли.
На «Русской неделе Интернета» мы с коллегами из R01, Руцентра и REG.ru обсуждали, коснется ли кризис регистраторов доменов, давали различные прогнозы дальнейшего развития в условиях кризиса. Согласно этим прогнозам сократятся, в первую очередь, нецелевые регистрации доменов - меньше доменов будет покупаться для перепродажи и размещения на различных платных парковках. Т.е. темпы регистрации новых доменов в «кризисное» время упадут на 15%-20%. С другой стороны спрос на домены, предназначенные для целевого использования, вряд ли существенно скорректируется и останется на прежнем уровне. Интерес к доменному рынку сможет подогреть открытие зоны РФ для регистраций частными пользователями летом 2009 года и возможно недостающие регистрации будут компенсированы активными продажами в новой зоне.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Не думаю, что в ближайшие годы в России значительно сократится спрос на услуги хостинга и регистрации доменов. Кризис - это неблагоприятная рыночная конъюнктура и отсутствие «дешевых» и «длинных денег», именно оно мешает развитию различных амбициозных инвестиционных проектов - к примеру, строительству датацентра, или активной экспансии на западные и азиатские рынки. Такие проекты пока заморожены. Но это временное явление.
"Мастерхост", коммерческий директор Александр Овчинников:
Последствия финансового кризиса, конечно же, отразились на всех отраслях экономики в той или иной степени. Рынок хостинга здесь тоже не исключение. Но даже на фоне происходящих экономических событий, можно сказать, что он отличается гораздо большей стабильностью, чем может показаться на первый взгляд.
Это обусловлено тем, что хостинг стал массовой услугой, такой как мобильная телефония или доступ в Интернет. Эти сервисы стали повседневной частью в нашей жизни, люди будут экономить на них в последнюю очередь, потому, что просто привыкли этим пользоваться.
Поэтому нельзя сказать, что наш бизнес даже сейчас страдает отсутствием внимания со стороны потребителей. Другое дело, что в связи со снижением доходов у населения (по понятным всем причинам), смещаются потребительские интересы на услуги в сторону предпочтения более дешевых - поэтому цена приведенного клиента значительно возросла. Но эта тенденция просматривается исключительно для сегмента тарифных планов виртуального хостинга. Дорогие услуги, типа аренды или размещения серверов по-прежнему пользуются повышенным спросом.
Мы предполагаем, что в период финансового кризиса будет рост новых проектов, в частности, приток в Интернет новых оффлайн-бизнесов. Желание сократить непроизводительные расходы будет толкать на поиск современных форм ведения бизнеса, и на этом фоне повысится востребованность интернета как высокорентабельной информационной среды. Вспомнив кризис девяносто восьмого года, с которым все чаще сейчас пытаются проводить аналогии, мы увидим, что именно тогда российский интернет и зародился.
В споре за потребителя конкурентная борьба межу хостинг-проавайдерами значительно обострится. Мелкие провайдеры в сегодняшних условиях не смогут долго выдерживать конкуренцию и у крупных хостеров будет возможность увеличить свою долю рынка.
В условиях кризиса вряд ли удастся повысить капитализацию бизнеса, но увеличение доли рынка в этот период гарантированно обеспечит ускоренное развитие компании после завершения кризиса.
Очевидно, что многие компании будут работать по принципу соотношение «затраты/выручка», то есть расходы будут сокращаться до уровня адекватного доходам.
Часто бренд важен для заказчика, но существуют еще другие немаловажные факторы, которые влияют на принятие решения. У конечного пользователя есть потребность заказать хостинг, обеспечивающий слаженную работу его проекту. Перспективная маркетинговая стратегия здесь будет выражаться в формировании очевидного выгодного предложения своих услуг. И не факт, что это всегда должно выражаться только в снижении цены, показать потенциальному клиенту преимущества этого предложения и обоснованность справедливость цены.
В период кризиса в корне неверно думать только о выживании. Это хорошее время тщательно продумать долгосрочную стратегию компании, перераспределить ресурсы в пользу прибыльных и перспективных проектов, закрыть нерентабельные проекты, то есть выстроить по-настоящему эффективный бизнес с заделом на будущее.